Психическое заболевание часто впервые возникает в период полового созревания и в молодом возрасте. Это связано с тем, что в период развития мозга у подростков происходит выраженная перестройка когнитивных сетей.
С одной стороны, эта перестройка способствует созреванию более сложных когнитивных функций и способности вписываться в социальную среду. С другой стороны, эта фаза развития может быть связана с большей нестабильностью и восприимчивостью к негативным влияниям окружающей среды, что может повлиять на психическое здоровье подростков.
В недавнем исследовании , опубликованном в журнале Nature Communications , Майке Хеттвер и Софи Валк из Института когнитивных наук и наук о мозге Общества Макса Планка в Лейпциге и Исследовательского центра в Юлихе изучили, как факторы риска окружающей среды, такие как травматический опыт и неблагополучная семейная обстановка, влияют на психическое здоровье людей в возрасте от 14 до 24 лет и как восприимчивость к этим факторам может меняться у человека с течением времени.
Исследователи использовали общедоступный набор данных из Кембриджа и Лондона для своего анализа. Он включал социальные факторы, такие как забота родителей о своих детях и дружеские сети, а также травмы. Они изучили психическое здоровье более 2000 14-24-летних и связали это с миелинизацией мозга в подгруппе из 141 человека.
Миелин — это беловатый защитный слой белков и жиров, который окружает проекции нервных клеток и действует как «клей» в мозге, гарантируя, что сигналы могут беспрепятственно проходить от клетки к клетке. Миелинизация действует как стабилизатор, который укрепляет сетевые соединения, как только они устанавливаются, но также как изолятор, который позволяет информации передаваться быстрее и эффективнее.
В течение более длительного периода времени исследователи отслеживали, насколько мозг подростков был адаптируемым к психосоциальным факторам риска . Для этого участники прошли два МРТ-сканирования с интервалом в один-два года.
«Мы специально рассмотрели изменения в степени, в которой стрессоры, например, пренебрежение со стороны семьи или издевательства в школе, влияют на психическое здоровье молодых людей и на то, насколько они способны адаптироваться. Что изменилось в их мозге с течением времени, что может стать преимуществом для их способности к позитивной адаптации, то есть для их устойчивости?
«А подростки, которые стали более выносливыми с возрастом, показали большую миелинизацию в префронтальной коре . Центральная роль префронтальной коры в выносливости у подростков указывает на интригующую связь между психическим здоровьем и высшими когнитивными функциями».
«Это связано с тем, что более эффективное созревание префронтальных сетей может быть связано с тем, что подростки лучше регулируют свои эмоции, более реалистично оценивают ситуации и развивают когнитивные стратегии, позволяющие лучше справляться с эмоционально сложными ситуациями, чтобы находить свой собственный путь», — объясняет первый автор Майке Хеттвер, аспирант исследовательской группы Софи Валк в MPI CBS и Университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе.
«У подростков, которые с возрастом становятся более восприимчивыми к психосоциальному стрессу, не так уж много изменилось в плане префронтальной миелинизации. Мы объясняем это тем, что чем более пластична мозговая сеть, тем она уязвимее и тем более восприимчива к негативным психосоциальным влияниям извне.
«Мы видим, что повышенная стабилизация посредством миелина также идет рука об руку с большей стабильностью функциональных сетей. Подростки, которые становятся более уязвимыми с возрастом, демонстрируют меньшую стабильность и больше изменений в сетях ».
Можно ли повысить стабильность сетей у молодых людей? Софи Валк, последний автор исследования, говорит: «Прежде всего, это исследование следует повторить в группах подростков с повышенными факторами риска и у пациентов с явными психическими заболеваниями . Было бы важно узнать, можно ли воспроизвести наши результаты там».
«В целом важно знать, что устойчивость и уязвимость к факторам риска психосоциальной среды демонстрируют значительные индивидуальные различия, которые отражаются в динамическом структурном и функциональном развитии мозга. Одним из основных факторов риска в подростковом возрасте является сложная социальная среда, например, издевательства в школе, насилие или пренебрежение дома.
«Динамическая природа миелина предполагает потенциальную пользу вмешательств, направленных на девиантные траектории у подростков из группы риска. Увеличение позитивного контакта с поддерживающими психосоциальными службами может способствовать пластичности мозга, зависящей от опыта».
Спасибо за интересную статью! Я всегда думала, что подростковый возраст — это просто трудное время, а оказывается, что это еще и важный период для нашего мозга.
Вопрос: какие конкретные методы могут помочь подросткам лучше справляться с психосоциальным стрессом? Очень интересно узнать об этом!
У меня есть опыт общения с подростками, и я замечаю, как они по-разному реагируют на стресс. Может, дело в индивидуальных особенностях их мозга?
Неплохо бы добавить примеры исследований на эту тему. Это действительно важно, чтобы понять, как помочь нашим детям.
Благодарю за освещение этой темы! Я сама была подростком в тяжелые времена, и понимаю, как важно поддерживать психическое здоровье в этот период.
Задался вопросом: как стресс влияет на учебу и социальные навыки подростков? Звучит как интересная тема для дальнейших исследований!
Я согласна с тем, что подростковый возраст — это критическое время. Дети нуждаются в поддержке и понимании, чтобы преодолеть трудности.
Очень интересно, но хотелось бы узнать, как родители могут помочь своим детям в этот сложный период. Есть ли какие-то рекомендации?
Я сама переживала сильный стресс в подростковом возрасте, и мне кажется, что это оставило свой след на мне. Нужна ли такая поддержка и взрослым?
Спасибо за статью! Надеюсь, что больше людей начнут осознавать, как важно обращаться к специалистам в трудные времена.
Вопрос: каковы признаки того, что подросток испытывает слишком много стресса? Чего родителям стоит опасаться?
Я всегда считал, что подростки просто капризные. Теперь понимаю, что за этим может скрываться серьезная борьба. Спасибо за просвещение!
Было бы полезно включить в статью информацию о том, как школы могут поддерживать своих учащихся в этот период.
Психосоциальный стресс — это действительно большая проблема. Спасибо за то, что поднимаете эту тему!
Согласна с тем, что важно уделять внимание психическому здоровью подростков. Может, стоит проводить больше лекций на эту тему в школах?