Новое исследование Корнелла показывает, что момент реакции окружающих на их лепет является ключом к тому, как младенцы начинают изучать язык и социальные нормы. Этот процесс наглядно проявляется во взаимодействии младенцев с роботом.

Используя дистанционно управляемую машину, которая приближалась и издавала речевые звуки в ответ на лепет, исследователи обнаружили, что в течение 10 минут у младенцев формировались стойкие ожидания, что машина будет реагировать на их вокализации. Когда она прекращала это делать, младенцы разражались вспышками лепета и игр, направленных на машину, — более сильная реакция, чем при общении с людьми.

Исследование показывает, что в раннем развитии фундаментальное обучение тому, куда направлять внимание, зависит от «случайности» — реакции воспитателей, близкой по времени к поведению ребенка, говорят исследователи. По крайней мере, в первый год, предполагают они, младенцы очень «пластичны» или гибки в том, чему они будут учиться в зависимости от обстоятельств, даже включая машины, не имеющие человеческих черт.

По словам Майкла Голдштейна, профессора кафедры психологии и Колледжа искусств и наук, это открытие противоречит предположениям некоторых специалистов по возрастной психологии о том, что младенцы, как и другие медленно развивающиеся (незрелые) животные, в процессе обучения полагаются на встроенные, генетически обусловленные знания, такие как распознавание лиц.

«Мы показываем обратное», — сказал Голдштейн, директор Лаборатории поведенческого анализа начальных лет (BABY). «В младенца заложено умение обращать внимание на время, а мир позаботится обо всем остальном. Младенцы — это обучающиеся машины, и взрослые должны реагировать правильным образом, чтобы стимулировать это обучение».

Голдштейн является автором-корреспондентом книги « Контингентность позволяет формировать социальные ожидания в отношении искусственного агента », опубликованной 25 июля в журнале Infancy . Первый автор — Джулия Вендитти, докторант в области психологии развития.

Соавторами являются Дженнифер Швейд, бывший научный сотрудник кафедры психологии, и несколько бывших студентов, которые внесли свой вклад в работу, защитив диссертации: доктор Рэйчел Элкин 2011 года, доцент кафедры педиатрии в отделении неотложной медицины в Медицинском центре Колумбийского университета в Ирвинге; Ронделин Уильямс 2017 года, докторант кафедры психологии развития в Стэнфордском университете; и Анджела Нараян 2007 года, доцент кафедры психологии в Денверском университете.

Предыдущие исследования BABY Lab показали, что воспитатели очень чувствительны к лепету младенцев, реагируя в среднем в 50–60% случаев. Младенцы улавливают закономерности во время этих обменов — например, произнося больше гласных или согласных звуков, как это делают взрослые. Это вызывает дальнейшую реакцию воспитателя, создавая цикл обратной связи, который облегчает обучение.

Чтобы отделить важность фактора времени в этом процессе от человеческих качеств воспитателей, Голдштейн и его коллеги ввели искусственного социального партнера, с которым у младенцев ранее не было опыта общения: дистанционно управляемую машину.

Более 60 детей в возрасте 7 и 8 месяцев были помещены (в присутствии воспитателей) в большую игровую комнату с машиной или человеком, которого они не знали. Для некоторых младенцев машина или человек реагировали на их лепет — условно — с той же скоростью, что и их воспитатель. Машина катилась вперед и издавала гласный звук из прикрепленного динамика, в то время как незнакомый человек издавал похожий звук, касался плеча ребенка и улыбался. Для других групп машина или человек реагировали по случайному графику, не вызванному вокализациями ребенка, известному как контроль с помощью ярма.

После 10 минут социального взаимодействия машина или человек переставали реагировать на две минуты. Это побудило детей в каждой группе стать более голосистыми, но не больше, чем те, кто играл с машиной, которая реагировала на них.

«Когда машина контингента перестала реагировать, дети схватили ее, передвинули и начали лепетать как сумасшедшие», — рассказал Голдштейн.

Помимо этого поведения, называемого «вспышкой угасания», внимание этих младенцев было направлено в основном на машину, в то время как другие больше смотрели на своего воспитателя.

Исследователи подозревают, что пластичность, которую демонстрируют дети, которая начинается примерно в пять месяцев, является преимуществом, пока они учатся учиться, но может исчезнуть по мере того, как они приобретают навыки владения языком. Тот же эксперимент, вероятно, не сработает с двухлетними детьми, сказал Голдштейн. Но результаты могут дать представление о фундаментальных механизмах обучения, которые лаборатория Голдштейна начинает изучать у детей с риском аутизма, которые могут предпочесть более предсказуемые показатели реагирования, чем обычно развивающиеся дети.

«Люди очень структурированы в своих реакциях на лепет младенцев, и, возможно, это все, что нужно младенцам для начала обучения», — сказал Голдштейн. «Вместо того, чтобы заранее знать, как действуют другие люди, вы можете встроить в младенцев нечто гораздо более простое: детектор непредвиденных обстоятельств».