Около 13 миллионов детей ежегодно рождаются преждевременно, причем преждевременные роды связаны с повышенным риском синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), проблемами с социальным развитием и более низкими оценками.

Однако проблема прошлых анализов недоношенности заключается в том, что они не охватывают разнообразие, наблюдаемое у детей, рожденных недоношенными, включая некоторых с результатами, которые лучше средних результатов для доношенных детей. Преждевременность означает рождение до 37 недель беременности, а полный срок составляет 40 недель.

Исследователи говорят, что тенденция объединять недоношенных детей в одну группу затрудняет усилия по адаптации ухода для каждого ребенка. Теперь новое исследование, опубликованное онлайн 13 августа в журнале Child Development , показывает, что недоношенные дети попадают в три профиля с заметно различающимися результатами тестов, измеряющих познавательные способности (мышление, рассуждение, запоминание) и поведение (способность концентрировать внимание).

Анализ, проведенный исследователями из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета, определил первый нейрокогнитивный профиль, составивший 19,7% всех протестированных детей, чьи показатели превышают средние показатели даже для доношенных детей по стандартным когнитивным тестам.

Второй профиль, охватывающий 41% детей, показал результаты выше нормы по четырем тестам (например, на память, словарный запас и чтение) и ниже нормы по трем другим (распознавание образов и рабочая память).

Третий профиль (39,3%) показал результаты ниже нормы по всем тестам, при этом когнитивные дефициты, наблюдаемые в этой группе, соответствовали дефициту внимания и более низким оценкам в школе. В частности, дети, родившиеся преждевременно в профиле 1, в среднем показали на 21% лучшие результаты по стандартным когнитивным тестам, чем дети в профиле 3. В поведенческих тестах исследование показало, что 2,5% детей в профиле 1 впоследствии имели дефицит внимания по сравнению с 9,9% в профиле 3.

Что касается успеваемости , то 66,47% учащихся в профиле 1 имели средний балл A- или выше, 60,69% имели средний балл A- или выше в группе 2 и 32,21% имели средний балл A- или выше в профиле 3.

«Наше исследование развеивает представление о том, что каждый недоношенный ребенок рождается с когнитивными и поведенческими нарушениями», — говорит ведущий автор исследования Айрис Меню, доктор философии, научный сотрудник лаборатории Мории Томасон, доктора философии, заместителя председателя по исследованиям на кафедре детской и подростковой психиатрии.

«Точная психиатрия не основана на общем диагнозе, потому что два пациента с одним и тем же диагнозом, например, преждевременные роды, могут иметь совершенно разный опыт», — сказал Томасон, старший автор нового исследования. «Наша работа подчеркивает сложность преждевременных родов и обещает улучшить лечение для каждого отдельного ребенка».

В текущем исследовании анализируются когнитивные и поведенческие данные 1891 мальчика и девочки, родившихся преждевременно, в возрасте от 9 до 11 лет, которые были включены в другое крупное продолжающееся исследование: исследование когнитивного развития мозга подростков (ABCD ) .

Он отслеживает познавательные способности каждого ребенка с помощью стандартного набора из семи тестов, которые измеряют внимание, принятие решений, память, понимание прочитанного и скорость обработки. Затем исследователи применили статистический метод к результатам каждого ребенка, чтобы отсортировать их по ранее скрытым подгруппам, которые лучше представляют «реальный ландшафт развития».

Различия в мозге
Нейровизуализация каждого ребенка показала, что у детей в возрасте от 9 до 11 лет из профиля 3 мозг был в среднем на 3% меньше по объему и площади поверхности серого вещества, чем у детей из профиля 1. Хотя дети из профиля 3 рождались в среднем на 4,5 дня раньше, чем дети из других профилей, меньший объем мозга не был связан с тем, насколько преждевременно родились дети.

Авторы исследования утверждают, что вопрос о том, могут ли некоторые различия в результатах между детьми быть связаны с меньшим объемом мозга в период развития, требует дальнейшего изучения, как и его причины.

Исследовательская группа также рассмотрела функциональную связность , которая измеряет уровни активности в двух связанных мозговых цепях, измеряя приток крови к ним с помощью техники, называемой функциональной МРТ. Для одной ключевой пары сетей — дорсальной сети внимания и сети режима по умолчанию — связность между ними оказалась в среднем на 11,21% слабее в профиле 3, чем в профиле 1.

По словам авторов, поскольку известно, что дорсальная сеть внимания играет определенную роль в поддержании внимания, результаты функциональной связности подтверждают потенциал подхода группы к профилированию для более ранней диагностики (например, потенциально таких состояний, как СДВГ), а также более индивидуальной поведенческой терапии и медикаментозного лечения.

Важно отметить, что анализы группы также показали, что у недоношенных детей чернокожего происхождения почти в четыре раза выше вероятность попасть в профиль 3 с более низкими показателями успеваемости.

«Основываясь на этих результатах, мы призываем к началу социальных и структурных вмешательств, которые обеспечат всем недоношенным детям равноправный уход», — сказал Мену.

«Дети, которые получают логопедическую, физическую и поведенческую терапию почти каждый день, что чаще всего происходит в обеспеченных семьях, как правило, показывают лучшие результаты в тестах, но есть и другие факторы. Например, дети в сообществах, где больше людей охвачено медицинской страховкой, с меньшей вероятностью относятся к профилю 3».

В дальнейшем исследовательская группа планирует провести дополнительные исследования для выявления факторов, общих для детей, родившихся преждевременно, которые впоследствии показали плохие результаты (например, были ли такие дети более склонны испытывать недостаток кислорода во время родов), а также факторов, которые помогли 20% недоношенных детей из профиля 1 показать лучшие результаты, чем многие доношенные дети.

Наряду с Меню и Томасоном, авторами проекта Langone в Нью-Йоркском университете были Ланксин Джи, Таня Бхатия, Марк Даффи и Кассандра Хендрикс с кафедры детской и подростковой психиатрии.