Мама всегда говорила: «Выбирайте друзей с умом». Исследование, проведенное профессором Ратгерского университета здравоохранения, показывает, что она была права: их черты характера могут передаваться вам, особенно те, которые заложены в их генах.

Генетический состав подростков-сверстников может иметь долгосрочные последствия для индивидуального риска расстройств, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя, депрессии и тревожности, как показало новаторское исследование.

«Генетическая предрасположенность сверстников к психическим расстройствам и расстройствам, связанным с употреблением психоактивных веществ, связана с риском развития тех же расстройств у самого человека в молодом возрасте», — говорит Джессика Э. Сальваторе, доцент кафедры психиатрии в Медицинской школе имени Роберта Вуда Джонсона при Университете Ратгерса и ведущий автор исследования, опубликованного в Американском журнале психиатрии .

«Наши данные демонстрируют, насколько далеко простираются социальные генетические эффекты», — сказала она.

Социогеномика — влияние генотипа одного человека на наблюдаемые черты другого — это новая область геномики. Исследования показывают, что генетический состав сверстников может влиять на состояние здоровья их друзей . Чтобы проверить это, Сальваторе и его коллеги использовали шведские национальные данные для оценки социальных генетических эффектов сверстников при нескольких психических расстройствах .

С анонимной базой данных более 1,5 миллионов человек, родившихся в Швеции между 1980 и 1998 годами у шведских родителей, первым шагом было картирование людей по местоположению и школе в подростковом возрасте. Затем исследователи использовали медицинские, фармацевтические и юридические реестры, документирующие употребление наркотиков и расстройства психического здоровья для тех же людей во взрослом возрасте.

Модели были запущены для оценки того, предсказывают ли генетические предрасположенности сверстников вероятность того, что целевые индивидуумы будут страдать от злоупотребления психоактивными веществами, большой депрессии и тревожного расстройства во взрослом возрасте. Генетические предрасположенности сверстников были проиндексированы с помощью оценок генетического риска семьи — персонализированных мер генетического риска, основанных на семейной истории — для тех же условий.

Даже при контроле таких факторов, как собственные генетические предрасположенности целевых лиц и социально-экономические факторы семьи, исследователи обнаружили четкую связь между генетическими предрасположенностями сверстников и вероятностью развития у целевых лиц употребления психоактивных веществ или психического расстройства. Эффекты были сильнее среди сверстников, проживающих в школе, чем среди географически определенных сверстников.

В школьных группах наиболее выраженные эффекты наблюдались среди одноклассников старших классов средней школы, особенно тех, кто обучался по одной и той же профессиональной или подготовительной к колледжу программе в возрасте от 16 до 19 лет. Социальные генетические эффекты у одноклассников из школ были сильнее выражены в отношении расстройств, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя, чем в отношении тяжелой депрессии и тревожного расстройства.

Сальваторе отметил, что необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, почему существуют эти связи.

«Самым очевидным объяснением того, почему генетическая предрасположенность сверстников может быть связана с нашим собственным благополучием, является идея о том, что генетическая предрасположенность наших сверстников влияет на их фенотип или вероятность того, что сверстники также подвержены расстройству», — сказала она. «Но в нашем анализе мы обнаружили, что генетическая предрасположенность сверстников была связана с вероятностью расстройства у целевых лиц даже после того, как мы статистически контролировали, были ли сверстники затронуты или нет».

По словам Сальваторе, совершенно ясно, какое значение эти результаты имеют для вмешательств.

«Если мы хотим думать о том, как лучше всего бороться с этими социально затратными расстройствами, нам нужно больше думать о сетевых и социальных вмешательствах», — сказала она. «Недостаточно думать об индивидуальном риске».

Это исследование также подчеркивает важность нарушения процессов и рисков, которые длятся по крайней мере десятилетие после посещения школы, добавила Сальваторе. «Генетическое влияние сверстников имеет очень большой охват», — сказала она.

Соавторами являются Хенрик Олссон, Ян Сандквист и Кристина Сандквист из Лундского университета в Швеции, а также Кеннет С. Кендлер из Вирджинского института психиатрической и поведенческой генетики при Университете Содружества Вирджинии.