Лечение интерфероном или глатирамера ацетатом? Этот вопрос возникает у многих пациентов, впервые у которых диагностирован рассеянный склероз (РС). До сих пор выбор между ними можно было сделать практически наугад: оба препарата считаются устоявшимися базовыми методами лечения, оба имеют относительно мало побочных эффектов и относительно хорошо переносятся. И, как и все иммуномодулирующие препараты, оба не одинаково эффективны для всех пациентов. Однако благодаря исследованию, проведённому в Мюнстерском университете, теперь есть чёткий критерий выбора препарата.
Международная исследовательская группа выявила генетический биомаркер, который позволяет предсказать, насколько хорошо пациенты с рассеянным склерозом будут реагировать на терапию глатирамера ацетатом (ГА). Пациенты с генотипом HLA-A*03:01 получают значительно больше пользы от ГА, чем от интерферона бета (ИФН-β). Результаты многоцентрового анализа более 3000 пациентов с рассеянным склерозом опубликованы в журнале eBioMedicine .
«Наше исследование впервые показывает, что генетический маркер связан с эффективностью лечения рассеянного склероза», — поясняет руководитель исследования, профессор Николас Шваб из Мюнстерского университета. «Это позволяет нам ещё до начала терапии предсказать , какой препарат — глатирамера ацетат или интерферон — окажется лучшим выбором».
Примерно у одного из трёх пациентов с рассеянным склерозом решение принимается в пользу общей терапии (GA), а в двух других случаях интерферон бета, вероятно, окажется более эффективным. «Это значительный шаг вперёд в персонализированном лечении рассеянного склероза», — говорит профессор Хайнц Виндль, представитель Немецкой сети экспертов по рассеянному склерозу, разработавший исследование.
Клиническая польза подтверждена в пяти независимых когортах
Галактозид-адренорецепторы (ГА) вызывают специфические Т-клеточные реакции у пациентов, которые группа исследователей изучила более подробно. Исследователи проанализировали последовательности Т-клеточных рецепторов (ТКР) в крови 3021 пациента с рассеянным склерозом, образцы которых были получены из нескольких отдельных международных когорт. Были выявлены клоны Т-клеток, которые обнаруживались после терапии ГА только у пациентов, имеющих специфические молекулы HLA, а именно HLA-A*03:01 или HLA-DRB1*15:01.
При наличии одной из этих двух молекул HLA иммунная система реагирует на терапию ГА. Однако на практике пациенты получают пользу только в одном из двух случаев: только у пациентов с рассеянным склерозом с вариантом гена HLA-A*03:01 наблюдается доказанный клинический эффект лечения, то есть улучшение состояния на фоне терапии ГА.
Чтобы убедиться в клинической значимости результатов , группа исследователей изучила пять крупных когорт и исследуемых популяций из США, Франции и Германии, включая когорту NationMS Немецкой сети специалистов по рассеянному склерозу. Во всех анализах у носителей варианта гена HLA-A*03:01 наблюдалось значительно меньше симптомов заболевания при терапии ГА по сравнению с терапией ИФН-β. Статистически, это касается примерно 30–35% европейских пациентов с рассеянным склерозом, поскольку они являются носителями аллеля HLA-A*03:01.
Персонализированное решение о терапии возможно с помощью простого генетического тестирования
Особенность этого открытия заключается в том, что новый результат исследования может быть применен в терапевтических консультациях уже в краткосрочной перспективе, поскольку тест HLA, который уже применяется, например, при трансплантации или для обеспечения безопасности лекарственных препаратов, позволяет обнаружить соответствующий вариант гена .
Однако знания, полученные в ходе исследования, простираются ещё дальше. Оно не только предоставляет клинически значимый биомаркер, но и открывает новые сведения о механизме действия ГА: наблюдаемые реакции Т-клеток позволяют предположить, что для работы ГА не требуются все его белковые компоненты. Вместо этого доминирующую роль играют лишь несколько фрагментов, возможно, даже один из них. В будущем это может привести к целенаправленной дальнейшей разработке препарата.


















Спасибо за подробное объяснение! Так важно иметь четкие критерии выбора лечения, особенно в такие сложные моменты.
У меня тоже есть РС, и я долго не знал, какой препарат выбрать. Информация из статьи очень полезна!
Интересно, как биомаркер меняет подход к лечению. Надеюсь, это поможет многим пациентам.
Я проходил лечение интерфероном и столкнулся с побочными эффектами. Надеюсь, новые подходы будут более эффективными.
Вопрос: как часто следует проверять биомаркеры для определения наиболее подходящего лечения?
Благодарю за статью! Новые исследования действительно меняют жизнь пациентов с РС.
У меня подруга с РС, и я постараюсь поделиться с ней этой информацией. Это может помочь ей!
Есть ли дополнительные исследования, которые могут подтвердить эффективность выбора на основе биомаркеров?
Я считаю, что такие исследования очень важны. Надеюсь, они повлияют на качество жизни людей с РС.
Интересно, какие именно биомаркеры были выявлены в исследовании? Это важно для понимания выбора.
Я проходила лечение глатирамера ацетатом и была довольна. Теперь интересно узнать, как биомаркеры могут повлиять на этот выбор.
Большое спасибо за информацию! Это действительно обнадеживает, когда есть возможность сделать осознанный выбор.
Как интересно, что наука движется вперед! Надеюсь, это поможет нам всем в будущем.