Биомаркер обеспечивает четкие критерии выбора вариантов лечения рассеянного склероза
Лечение интерфероном или глатирамера ацетатом? Этот вопрос возникает у многих пациентов, впервые у которых диагностирован рассеянный склероз (РС). До сих пор выбор между ними можно было сделать практически наугад: оба препарата считаются устоявшимися базовыми методами лечения, оба имеют относительно мало побочных эффектов и относительно хорошо переносятся. И, как и все иммуномодулирующие препараты, оба не одинаково эффективны для всех пациентов. Однако благодаря исследованию, проведённому в Мюнстерском университете, теперь есть чёткий критерий выбора препарата.
Международная исследовательская группа выявила генетический биомаркер, который позволяет предсказать, насколько хорошо пациенты с рассеянным склерозом будут реагировать на терапию глатирамера ацетатом (ГА). Пациенты с генотипом HLA-A*03:01 получают значительно больше пользы от ГА, чем от интерферона бета (ИФН-β). Результаты многоцентрового анализа более 3000 пациентов с рассеянным склерозом опубликованы в журнале eBioMedicine .
«Наше исследование впервые показывает, что генетический маркер связан с эффективностью лечения рассеянного склероза», — поясняет руководитель исследования, профессор Николас Шваб из Мюнстерского университета. «Это позволяет нам ещё до начала терапии предсказать , какой препарат — глатирамера ацетат или интерферон — окажется лучшим выбором».
Примерно у одного из трёх пациентов с рассеянным склерозом решение принимается в пользу общей терапии (GA), а в двух других случаях интерферон бета, вероятно, окажется более эффективным. «Это значительный шаг вперёд в персонализированном лечении рассеянного склероза», — говорит профессор Хайнц Виндль, представитель Немецкой сети экспертов по рассеянному склерозу, разработавший исследование.
Клиническая польза подтверждена в пяти независимых когортах
Галактозид-адренорецепторы (ГА) вызывают специфические Т-клеточные реакции у пациентов, которые группа исследователей изучила более подробно. Исследователи проанализировали последовательности Т-клеточных рецепторов (ТКР) в крови 3021 пациента с рассеянным склерозом, образцы которых были получены из нескольких отдельных международных когорт. Были выявлены клоны Т-клеток, которые обнаруживались после терапии ГА только у пациентов, имеющих специфические молекулы HLA, а именно HLA-A*03:01 или HLA-DRB1*15:01.
При наличии одной из этих двух молекул HLA иммунная система реагирует на терапию ГА. Однако на практике пациенты получают пользу только в одном из двух случаев: только у пациентов с рассеянным склерозом с вариантом гена HLA-A*03:01 наблюдается доказанный клинический эффект лечения, то есть улучшение состояния на фоне терапии ГА.
Чтобы убедиться в клинической значимости результатов , группа исследователей изучила пять крупных когорт и исследуемых популяций из США, Франции и Германии, включая когорту NationMS Немецкой сети специалистов по рассеянному склерозу. Во всех анализах у носителей варианта гена HLA-A*03:01 наблюдалось значительно меньше симптомов заболевания при терапии ГА по сравнению с терапией ИФН-β. Статистически, это касается примерно 30–35% европейских пациентов с рассеянным склерозом, поскольку они являются носителями аллеля HLA-A*03:01.
Персонализированное решение о терапии возможно с помощью простого генетического тестирования
Особенность этого открытия заключается в том, что новый результат исследования может быть применен в терапевтических консультациях уже в краткосрочной перспективе, поскольку тест HLA, который уже применяется, например, при трансплантации или для обеспечения безопасности лекарственных препаратов, позволяет обнаружить соответствующий вариант гена .
Однако знания, полученные в ходе исследования, простираются ещё дальше. Оно не только предоставляет клинически значимый биомаркер, но и открывает новые сведения о механизме действия ГА: наблюдаемые реакции Т-клеток позволяют предположить, что для работы ГА не требуются все его белковые компоненты. Вместо этого доминирующую роль играют лишь несколько фрагментов, возможно, даже один из них. В будущем это может привести к целенаправленной дальнейшей разработке препарата.