Вакцина от рака показала свою эффективность для пациентов с раком почки III и IV стадии
Исследователи из Института рака Дана-Фарбер сообщают, что у всех девяти пациентов, участвовавших в клиническом исследовании и проходивших лечение светлоклеточного почечно-клеточного рака III или IV стадии (форма рака почки), развился успешный противораковый иммунный ответ после начала введения персонализированной противораковой вакцины.
Вакцины вводились после операции по удалению опухоли и предназначены для обучения иммунной системы организма распознавать и устранять любые оставшиеся опухолевые клетки. На момент окончания сбора данных (медиана 34,7 месяца) у всех пациентов не было рака.
Результаты этого исследования фазы I были опубликованы в журнале Nature .
«Мы очень рады этим результатам, которые демонстрируют столь позитивный ответ у всех девяти пациентов с раком почки», — говорит соавтор и соруководитель исследования Тони Шуэйри, доктор медицины, директор Центра Ланка по лечению рака мочеполовой системы в Дана-Фарбер.
«Это исследование стало результатом тесного сотрудничества нашей команды NeoVax, наших коллег из Института Брода Массачусетского технологического института и Гарварда, а также наших коллег из Центра рака мочеполовой системы им. Лэнка в Дана-Фарбере», — говорит соавтор Кэтрин Ву, доктор медицинских наук, руководитель отдела трансплантации стволовых клеток и клеточной терапии в Дана-Фарбере и сотрудник института в Броде, которая разработала технологию вакцины NeoVax, используемую для создания персонализированных противораковых вакцин для этого исследования.
«Мы рады сообщить об этих результатах».
Патрик Отт, доктор медицины, доктор философии, директор Центра вакцин от рака в Дана-Фарбер, и Дерин Кескин, доктор философии, иммунолог Центра вакцин от рака в Дана-Фарбер, также являются старшими соавторами. Дэвид А. Браун, доктор медицины, доктор философии, ранее работавший в Дана-Фарбер и Гарвардской медицинской школе, а теперь являющийся онкологом и врачом-ученым в Йельском онкологическом центре и Йельской медицинской школе, является первым автором.
Стандартное лечение пациентов со светлоклеточной почечно-клеточной карциномой III или IV стадии — операция по удалению опухоли. После операции может быть проведена иммунотерапия пембролизумабом, ингибитором иммунных контрольных точек. Пембролизумаб вызывает иммунный ответ , который снижает риск рецидива рака. Однако примерно две трети пациентов все еще могут рецидивировать и имеют ограниченные возможности лечения.
«Пациенты с раком почки на стадии III или IV подвержены высокому риску рецидива», — говорит Чоуэри. «Инструменты, которые у нас есть для снижения этого риска, несовершенны, и мы неустанно ищем новые».
В этом исследовании, инициированном исследователем, Чоуэри и Браун лечили девять пациентов с почечно-клеточной карциномой III или IV стадии с помощью персонализированной противораковой вакцины после операции. Пять пациентов также получили ипилимумаб с вакциной.
Вакцины персонализированы для распознавания индивидуального рака пациента, используя в качестве ориентира опухолевую ткань, удаленную во время операции. Команда извлекает молекулярные особенности из опухолевых клеток, которые отличают их от нормальных клеток. Эти особенности, называемые неоантигенами, представляют собой крошечные фрагменты мутантных белков, которые существуют в раке, но не в других клетках организма.
Команда использует предиктивные алгоритмы для определения того, какие из этих неоантигенов следует включить в вакцину, исходя из их вероятности вызвать иммунный ответ. Затем вакцина изготавливается и вводится пациенту в серии начальных доз, за которыми следуют две бустерные дозы.
«Этот подход действительно отличается от попыток вакцинации при раке почки», — говорит Браун.
«Мы выбираем цели, которые являются уникальными для рака и отличаются от любой нормальной части тела, поэтому иммунную систему можно эффективно «направить» на раковую опухоль очень специфическим образом.
«Мы узнали, какие конкретные мишени в раке наиболее восприимчивы к иммунной атаке, и продемонстрировали, что этот подход может генерировать длительные иммунные ответы, направляя иммунную систему на распознавание рака. Мы считаем, что эта работа может стать основой для разработки неоантигенных вакцин при раке почки».
Хотя у некоторых пациентов наблюдались местные реакции в месте инъекции вакцины, а у некоторых — симптомы, похожие на грипп, более серьезных побочных эффектов зарегистрировано не было.
«Неоантигены, на которые нацелена эта вакцина, помогают направлять иммунные реакции на раковые клетки с целью повышения целевой эффективности и снижения нецелевой иммунотоксичности», — говорит Шуэйри.
Когда восемь лет назад группа начала это исследование, не было ясно, сработает ли этот подход при раке почки. Было показано, что он потенциально эффективен при меланоме , которая имеет гораздо больше мутаций и, следовательно, много возможных неоантигенов.
Но рак почки — это болезнь с меньшим количеством мутаций, а значит, и меньшим количеством мишеней для производства вакцины. Для исследователей было важно узнать как можно больше из этого раннего исследования о том, как вакцина влияет на иммунный ответ на опухоль.
С помощью серии анализов команда обнаружила, что вакцина вызвала иммунный ответ в течение трех недель, количество Т-клеток, индуцированных вакциной, увеличилось в среднем в 166 раз, и эти Т-клетки оставались в организме на высоком уровне до трех лет. Исследования in vitro также показали, что Т-клетки, индуцированные вакциной, были активны против собственных опухолевых клеток пациента.
«Мы наблюдали быстрое, существенное и устойчивое расширение новых клонов Т-клеток, связанных с вакциной», — говорит Отт. «Эти результаты подтверждают возможность создания высокоиммуногенной персонализированной неоантигенной вакцины в опухолях с более низкой мутационной нагрузкой и являются обнадеживающими, хотя для полного понимания клинической эффективности этого подхода потребуются более масштабные исследования».
Для подтверждения эффективности вакцины и изучения ее полного потенциала необходимы клинические испытания с большим количеством пациентов. Текущее многоцентровое международное рандомизированное исследование использует похожую персонализированную вакцину против рака, нацеленную на неоантиген , которая будет вводиться в сочетании с иммунотерапией пембролизумабом (NCT06307431). Шуэйри является сопредседателем Научного консультативного комитета.