Масштабное исследование связывает генетику дислексии со структурой мозга
Дислексия — это распространенная трудность в обучении, в которой часто играют роль гены. Как гены, связанные с дислексией, связаны со структурой мозга в общей популяции? В масштабном исследовании, опубликованном в Science Advances , группа ученых под руководством Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене обнаружила, что генетические варианты, которые увеличивают вероятность дислексии, связаны с различиями в областях мозга, участвующих в координации движений, зрении и языке.
Около 5% детей школьного возраста испытывают серьезные трудности с обучением чтению и/или правописанию, состояние, известное как дислексия. «Дислексия частично зависит от генов и довольно сильно наследуется», — говорит первый автор Сорена Сохейли-Нежад. «Однако дислексия — это сложная черта, которую нельзя объяснить изменениями в одной области мозга или одном гене. Изучение того, какие именно гены влияют на какие мозговые сети, может помочь понять, как по-разному развиваются когнитивные функции при этой трудности в обучении».
Чтобы исследовать, как генетический вклад в дислексию связан со структурой мозга, Сохейли-Нежад и его команда провели масштабное генетическое исследование. Исследователи использовали данные более миллиона человек, собранные компанией 23andMe, которая выявила множество генетических вариантов, которые увеличивают вероятность наличия у человека дислексии.
Для более чем 30 000 взрослых из большой базы данных (UK Biobank) исследователи смогли затем вычислить «полигенные баллы» дислексии и связать их со сканированием мозга. Несмотря на то, что в базе данных UK Biobank не было информации о том, у кого была дислексия, генетическая предрасположенность к дислексии различалась у разных взрослых и могла быть связана с определенными частями мозга.
Более высокая генетическая вероятность дислексии была связана с меньшим объемом в областях мозга , участвующих в координации движений и обработке звуков речи. Напротив, генетические варианты, связанные с дислексией, были связаны с увеличенным объемом в зрительной коре.
Исследователи также наблюдали различия в пучке белого вещества глубоко внутри мозга, называемом внутренней капсулой. В этой области мозга плотность белого вещества была связана с генетическим влиянием не только на дислексию, но и на успеваемость , подвижный интеллект и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), черты, которые коррелируют с дислексией.
«Эти результаты согласуются с дислексией как сложной чертой, которая может включать комбинацию измененных когнитивных процессов », — объясняет Клайд Фрэнкс, старший автор исследования. «Хотя в нашем исследовании использовались данные взрослых, некоторые изменения мозга, вероятно, связаны с измененным развитием мозга на ранних этапах жизни, например, у плода или в младенчестве, которые затем остаются стабильными на протяжении всей жизни».
«Другие изменения могут отражать реакцию мозга на десятилетия измененного поведения у людей с более высокой генетической предрасположенностью к дислексии. Например, годы избегания чтения в личной и профессиональной жизни могут повлиять на зрительную систему мозга».
В будущих исследованиях ученые планируют использовать данные детей и подростков вместо взрослых, чтобы более подробно изучить, какие изменения в мозге участвуют в возникновении дислексии, а какие являются последующими последствиями наличия этой черты.
«Понимание мозговой основы дислексии также может помочь в более ранней диагностике и образовательном вмешательстве в будущем, с более целенаправленными стратегиями, подходящими для индивидуальных особенностей детей», — заключает Сохейли-Нежад.