Исследования изучают, что такое терпение и нетерпение, а также факторы, которые их определяют.
Терпение — как и его следствие нетерпение — всегда было своего рода концепцией «я узнаю это, когда увижу». И это не устраивало исследователя психологии из Калифорнийского университета в Риверсайде Кейт Суини.
«Философы и религиоведы называют терпение добродетелью, однако большинство людей утверждают, что они нетерпеливы», — сказал Суини. «Это заставило меня задуматься, не является ли терпение не столько проявлением хорошего человека, сколько проявлением того, как мы справляемся с повседневными разочарованиями».
В целях своего исследования Суини стремилась лучше определить, что представляет собой терпение и нетерпение, а также факторы, которые их определяют.
Нетерпение, заключила она на основе трех исследований с участием 1200 человек, — это эмоция, которую испытывают люди, когда сталкиваются с задержкой, которая кажется несправедливой, необоснованной или неуместной, например, с пробкой вне часа пик или совещанием, которое должно было закончиться 15 минут назад. Терпение — это то, как мы справляемся с чувством нетерпения.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Social Psychology Bulletin в статье «Когда время — враг: начальный тест процессуальной модели терпения».
Психологи используют термин «регуляция эмоций», чтобы охватить многочисленные стратегии, которые люди используют для уменьшения (или иногда увеличения) интенсивности своих эмоций.
Терпение, утверждает Суини в сопутствующей теоретической статье, является подмножеством этих стратегий, которые в частности нацелены на чувства нетерпения. Сопутствующая теоретическая статья « О (не)терпении: новый подход к старой добродетели » также была опубликована в журнале Personality and Social Psychology Review .
Первые исследования, проверяющие эту идею, просили участников рассмотреть свои реакции на различные фрустрирующие ситуации, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. В одном из них изображалась пробка на дороге, в другом — длинная, скучная встреча, а в других предлагалось представить, что они застряли в зале ожидания .
Участники указывали, насколько нетерпеливыми они будут себя чувствовать в ответ на каждую ситуацию, а затем будут ли они бороться со своим нетерпением с помощью таких стратегий, как отвлечение внимания, глубокое дыхание или попытка увидеть положительные стороны ситуации.
Результаты исследования выявили три сценария, которые создают «идеальный шторм» нетерпения: когда ставки относительно высоки (пробки по пути на концерт любимой группы), когда состояние ожидания неприятно (нет мест и нет отвлекающих факторов в DMV) и когда кто-то явно виноват в задержке (лаборатория забыла обработать ваш медицинский тест ).
Люди также чувствовали больше нетерпения, когда задержка была дольше, чем они ожидали, но, что удивительно, не тогда, когда задержка была относительно длинной или короткой.
Хотя почти все участники исследования заявили, что испытывают по крайней мере некоторое нетерпение, сталкиваясь с подобными неприятными ситуациями, некоторые люди были более терпеливы, чем другие.
Участники, которые чувствовали себя более комфортно в открытых ситуациях и были более эмоционально стабильны (т. е. с низкой потребностью в закрытии и невротизмом), сказали, что не будут чувствовать себя слишком нетерпеливыми в таких сценариях; те, кто был более эмоционально искусен и лучше владел саморегуляцией, сказали, что будут реагировать более терпеливо, даже если изначально чувствовали нетерпение. Доброжелательность и высокая степень эмпатии также предсказывали терпение.
«Наши первоначальные выводы подтверждают многие из наших идей о терпении и нетерпении», — заключает Суини. «Нам еще многое предстоит узнать, но наш подход весьма перспективен с точки зрения помощи людям в управлении чувством нетерпения и в конечном итоге в том, чтобы стать более терпеливыми в своей повседневной жизни».
Соавторами статьи «Когда время — враг» стали аспиранты Джейсон Хоуз и Оливия Т. Караман.