Исследователи из Университета Монаша обнаружили, что использование искусственного интеллекта для лечения бесплодия вызывает серьезные этические проблемы, которые необходимо решить.
Хотя инструменты машинного обучения могут улучшить выбор человеческих эмбрионов для переноса, повысить шансы на успешную беременность и сократить время и стоимость лечения, существует множество опасений, включая риск дегуманизации пациентов, предвзятость алгоритмов, прозрачность и справедливый доступ.
Статья, опубликованная в журнале Human Reproduction , была написана доктором Джулианом Коплином, доктором Молли Джонстон, Эми Уэбб и профессором Кэтрин Миллс из Центра биоэтики Монаша, а также профессором Андреа Уиттакер из Школы социальных наук Монаша.
«Использование ИИ в отборе эмбрионов означает, что компьютерные алгоритмы начинают принимать решения о том, кого рожать», — сказал ведущий автор доктор Коплин.
«Эта технология имеет ряд важных преимуществ, но она подразумевает вмешательство ИИ в особенно чувствительную сферу человеческой жизни, с которой необходимо обращаться осторожно и уважительно».
Хотя этические соображения не исключают использования инструментов машинного обучения при оценке эмбрионов, необходимы обдуманные и взвешенные решения о том, как будет осуществляться ответственность за клинические результаты, как будут контролироваться инструменты и как их использование будет доведено до сведения пациентов.
Инструменты оценки эмбрионов на основе ИИ работают, анализируя изображения и/или видео эмбрионов, а затем предоставляя прогнозы качества эмбрионов. Эти инструменты уже используются в сочетании с оценкой эмбриологов, но также имеют потенциал полностью заменить человеческую оценку.
Предварительные данные свидетельствуют о том, что ИИ может превзойти эмбриологов-людей, проводить более последовательную оценку эмбрионов и значительно сокращать время оценки.
Соавтор исследования доктор Джонстон сообщил, что несколько клиник вспомогательной репродуктивной медицины в Австралии недавно начали внедрять ИИ в клиническую практику , и вскоре за ними, вероятно, последуют и многие другие.
«Однако мало внимания уделялось тому, как эта технология внедряется или предоставляется пациентам, ее потенциальному негативному влиянию на пациентов и поставщиков услуг, а также общему управлению технологией», — сказал доктор Джонстон.
Авторы утверждают, что существует острая необходимость в глубоком понимании соответствующих этических, социальных и нормативных вопросов , чтобы гарантировать, что технология используется надлежащим образом и сохраняет общественное доверие.
«До появления этой статьи этические аспекты отбора эмбрионов для искусственного интеллекта исследовались ограниченно », — сказал доктор Коплин.
«Мы надеемся, что помогли выявить основные этические проблемы и внести некоторые предварительные предложения о том, как эти технологии могут быть реализованы с соблюдением этических норм.
«Например, мы утверждаем, что, поскольку некоторые пациенты могут иметь серьезные моральные возражения против использования ИИ для принятия решений о том, каких детей им иметь, они должны быть проинформированы о его использовании и, в идеале, должны иметь возможность отказаться».
Соавтор исследования Эми Уэбб заявила, что исследование предоставляет заинтересованным сторонам отрасли и специалистам в области здравоохранения «возможность поразмышлять о последствиях этих технологий, в частности об их влиянии на персонал и пациентов сферы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ)».
«Мы подчеркиваем важность прозрачности и осознанного выбора для этичной и справедливой реализации, что имеет решающее значение для поддержания общественного доверия и защиты тех, кто может быть уязвим», — заявила г-жа Уэбб.


















Я всегда была против применения ИИ в таких чувствительных вопросах. Как можно доверить выбор будущего жизни машине?
Поддерживаю использование технологий, но этические аспекты действительно требуют обсуждения. Кто будет отвечать за ошибки ИИ?
У меня есть опыт с ЭКО, и я понимаю, как это важно. Но мне страшно от мысли, что ИИ может решать, кто «достойный» стать человеком.
Мне кажется, технологии могут помочь, но если они не будут контролироваться, это может привести к страшным последствиям.
Благодарю за статью! Поднимаются важные вопросы о том, как технологии могут изменить наше отношение к жизни и выбору.
Интересно, как мы будем оценивать «качество» эмбрионов. Это не превращается ли в выбор «лучших» людей?
Согласна, этика здесь на первом месте. Мы должны тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем внедрять ИИ в репродукцию.
У меня есть знакомые, которые прошли через ЭКО. Использование ИИ может облегчить процесс, но важно сохранять человеческий фактор.
Я была бы не против, если бы ИИ использовался как инструмент, а не как окончательное решение. Человеческая интуиция все равно важна.
Вопрос этики — это не только о технологиях, но и о нашем отношении к жизни. Как мы можем рассуждать о «достойных» и «недостойных»?
У меня есть ребенок благодаря ЭКО. Но использование ИИ вызывает у меня тревогу — неужели мы поиграем в Бога?
Я поддерживаю исследования, но этические нормы должны быть четко определены. Иначе мы рискуем потерять человечность.
Спасибо за статью! Эта проблема касается не только медицинской сферы, но и общества в целом. Как мы можем избежать манипуляций?
Я не против технологий, но мне важно, чтобы решения принимались людьми, обладающими опытом и знаниями.
У меня есть мнение, что ИИ может помочь в диагностике, но выбор должен оставаться за врачами и родителями.
Этические аспекты слишком серьезны, чтобы игнорировать их. Как мы можем гарантировать, что ИИ не будет предвзят?
Я всегда считал, что наука должна служить людям, но не лишать нас свободы выбора. Очень важная тема!
Каждый новый шаг в технологии требует тщательного анализа. Я надеюсь, что в этом вопросе не будет поспешных решений.
Я бы хотела узнать больше о том, как другие страны решают этические вопросы, связанные с ИИ в медицине.
Использование ИИ в медицине — это шаг вперед, но только если мы будем действовать осторожно и с уважением к жизни.