Комик Пол Мертон и преподаватель Кардиффского университета исследовали, почему программа Radio 4 «Just a Minute» настолько сложна для игроков.

Шоу BBC требует от своих знаменитых участников свободно говорить в течение одной минуты на заданную тему, без запинок, повторений и отклонений.

Профессор Элисон Рэй, эксперт в области лингвистики, сотрудничала с Мертоном, одним из старейших участников программы, чтобы написать статью для журнала Comedy Studies . Статья называется « «Мозговая жарка» за минуту: трудности разговора без запинок, повторений и отклонений ».

Их интересовало, как игрокам удается успешно участвовать в игре, не испытывая при этом слишком большой «мозговой нагрузки» или «когнитивной перегрузки».

Профессор Рэй, работающий в Школе английского языка, коммуникации и философии Кардиффского университета, объясняет: «Мозговая лихорадка — это разговорный термин, обозначающий умственную усталость или перегрузку. Это происходит, когда мы пытаемся одновременно заниматься слишком многим. Правила Just a Minute создают идеальный шторм когнитивного давления, что делает его идеальным для лингвистических исследований».

«В обычной речи мы стремимся говорить бегло, чтобы нас не прерывали и мы не теряли возможность высказаться. Мы управляем потоком идей и выигрываем время, пока планируем, что сказать дальше, вставляя слова-паразиты, повторяя материал и делая отступления или отклонения. Но Just a Minute запрещает эти варианты. Кеннет Уильямс описал это как «надевание кандалов на спринтера».

«Мало того, что искажения беглой речи в таких обстоятельствах создают высокий риск сойти с ума, игроки также стремятся быть забавными. Нерешительность, повторение и отклонение — все это ключевые приемы для подачи комического материала. Необходимость избегать своих обычных инструментов ремесла — еще один источник когнитивного давления».

В статье, в которой использованы стенограммы и записи игр, а также многочисленные опубликованные отчеты о том, как разные игроки реагируют на это давление, показано, что когнитивная нагрузка может приводить к сильным эмоциональным реакциям, включая гнев, разочарование и страх.

Игроки пробуют разные тактики, чтобы избежать иссякания, в том числе говорят очень быстро или очень медленно, удлиняют слова, воспроизводят слова из песен, повторяют то, что сказал предыдущий оратор, и манипулируют темой, сводя ее к чему-то, в чем они хорошо разбираются.

В статье соавтор Пол Мертон объясняет, что он разработал определенные стратегии, чтобы избежать мозговой лихорадки, из которых наиболее эффективная — переосмысление игры от чего-то, что он должен выиграть. Вместо этого он фокусируется на потребностях аудитории и на том, чтобы игра была приятной и в хорошем темпе.

Это первая академическая публикация Мертона. Она появилась, когда профессор Рэй обратился к нему за информацией о его методах, и они увидели возможность для сотрудничества. В предыдущей статье Рэй показала, что даже завершив целые минуты игры, Мертон повторил более трети своих слов, что побудило ее подробно исследовать, какие повторения не были замечены или не подверглись сомнению, и почему.

Она комментирует: «Работа непосредственно с Полом Мертоном над этой публикацией позволила более подробно изучить, как он концептуализирует игру и управляет ее требованиями. Он очень успешный игрок, потому что он научился по-другому толковать цель игры».

Мертон сказал: «Как человек, никогда не занимавшийся дальнейшим образованием (можно смело сказать, что университет мне не по зубам), я был несколько удивлен, когда профессор Рэй обратился ко мне с предложением поучаствовать в научной работе, посвященной трудностям трансляции популярного шоу Just a Minute на Radio 4».

«Уму непостижимо, что мои усилия развлечь аудиторию, как в студии, так и дома, вполне могут оказаться полезными в изучении мозговой перегрузки или когнитивной перегрузки. Пытаясь сохранить свежесть своего вклада, я полагаю, что, возможно, невольно принял полезный трюк, помогающий также сохранять свежесть мозга».

Впервые транслировавшееся в своем нынешнем формате в 1967 году, Just a Minute является самым продолжительным в мире радиошоу. Мертон является постоянным игроком с 1988 года. Шоу записывается перед живой аудиторией и лишь минимально редактируется.

Четыре участника по очереди пытаются говорить в течение одной минуты по заданной им теме и могут только повторять слова в подсказке темы. Другие игроки слушают нарушения правил, и если они отвечают правильно, они получают очко и берут тему на себя на оставшуюся часть минуты.

Редко когда один оратор достигает полной минуты. Предыдущая статистика показала, что к 2017 году было 306 случаев, когда это делали участники панели. Более 10% (32) было достигнуто Полом Мертоном, уступавшим на тот момент только Кеннету Уильямсу (66).

Интерес профессора Рэй к Just a Minute возник из ее предыдущих исследований того, как язык упаковывается для снижения когнитивной нагрузки. Она много публиковала об использовании шаблонного языка — готовых фраз и предложений, используемых для того, чтобы легко сказать то, что мы уже говорили раньше и что, как мы знаем, другие уже слышали раньше. Шаблонный язык, утверждает она, позволяет нам сохранять нашу способность обработки для новых и важных частей того, что мы говорим.

Совсем недавно она изучала, как деменция, снижающая когнитивные способности человека, изменяет способ производства языка как у людей с этим заболеванием, так и у тех, кто с ними взаимодействует.

Она комментирует: «Хотя эта статья посвящена Just a Minute, в ней есть и более общее сообщение. Стратегия Пола в игре заключается в том, чтобы избежать мозгов, найдя альтернативную интерпретацию цели игры. Это напоминает нам, что если вы сталкиваетесь с невыполнимой задачей, поиск другого способа взглянуть на проблему может дать решение, которое принесет вам успех».