Исследование, проведенное нейробиологами Джорджтаунского университета, показывает, что часть мозга, которая получает и обрабатывает визуальную информацию у зрячих людей, развивает уникальную схему связей у людей, родившихся слепыми. Они говорят, что эта схема в первичной зрительной коре уникальна для каждого человека — подобно отпечатку пальца.
Результаты исследования, описанные 30 июля 2024 года в PNAS , имеют важное значение для понимания развития мозга и могут помочь в разработке персонализированных стратегий реабилитации и восстановления зрения.
На протяжении десятилетий ученые знали, что зрительная кора у людей, родившихся слепыми, реагирует на множество стимулов, включая прикосновение, обоняние, локализацию звука, вызов памяти и реакцию на язык. Однако отсутствие общей нити, связывающей задачи, которые активируют основные области зрительной коры, озадачило исследователей.
Новое исследование, проведенное под руководством Лени Амарал, доктора философии, научного сотрудника, и Эллы Стрим-Амит, доктора философии, доцента кафедры нейронауки имени Эдвина Х. Ричарда и Элизабет Ричард фон Матч в Школе медицины Джорджтаунского университета, предлагает убедительное объяснение: существуют различия в организации мозга каждого человека.
«Мы не наблюдаем такого уровня вариаций в связях зрительной коры у людей, которые могут видеть. Обычно связность зрительной коры довольно постоянна», — говорит Стрим-Амит, возглавляющая Лабораторию сенсорной и моторной пластичности в Джорджтауне.
«Модель связей у слепорожденных людей различается у разных людей сильнее, как отпечатки пальцев, и остается стабильной с течением времени — настолько, что по модели связей можно идентифицировать отдельного человека».
Исследование включало небольшую выборку людей, родившихся слепыми, которые прошли повторные функциональные МРТ-сканирования в течение двух лет. Исследователи использовали технику нейровизуализации для анализа нейронных связей по всему мозгу.
«Зрительная кора у людей, родившихся слепыми, продемонстрировала замечательную стабильность в своих паттернах связей с течением времени», — объяснил Амарал.
«Наше исследование показало, что эти паттерны существенно не менялись в зависимости от поставленной задачи — локализовали ли участники звуки, идентифицировали ли формы или просто отдыхали. Вместо этого паттерны связей были уникальны для каждого человека и оставались стабильными в течение двухлетнего периода исследования».
Стрием-Амит сказал, что эти результаты говорят нам о том, как развивается мозг. «Наши результаты показывают, что опыт после рождения формирует различные способы развития нашего мозга, особенно если мы росли без зрения. Пластичность мозга в этих случаях освобождает мозг для развития, возможно, даже для различных возможных применений зрительной коры у разных людей, родившихся слепыми», — сказал Стрием-Амит.
Исследователи полагают, что понимание индивидуальных связей каждого человека может быть важным для более эффективной адаптации решений по реабилитации и восстановлению зрения для людей с потерей зрения, учитывая при этом их индивидуальную модель связей в мозге.
Это действительно удивительно! Я всегда думала, что отсутствие зрения ограничивает развитие мозга, а оказывается, он может адаптироваться и развиваться по-другому.
Спасибо за интересную статью! Мне всегда было интересно, как наш мозг реагирует на разные условия. Этот исследовательский подход действительно открывает новые горизонты!
Вопрос: как именно исследователи определяли уникальность схемы связей у слепых людей? Это очень интригующие результаты!
У меня есть знакомый, который родился слепым, и я всегда восхищался его способностью ориентироваться в пространстве. Теперь я понимаю, что это может быть связано с особенностями его мозга.
Благодарю за публикацию! Эти открытия могут изменить подход к обучению и реабилитации людей с нарушениями зрения.
Меня всегда интересовал вопрос о том, как развиваются другие чувства у людей с ограничениями. Эта статья подтверждает, что наш мозг действительно удивителен!
Я бы хотела узнать, как результаты этого исследования могут быть применены в практике, например, в обучении детей с нарушениями зрения.
Прочитав статью, я задумался о том, как важно развивать все чувства у детей. Это может помочь им в будущем, независимо от физического состояния.
Я была поражена, узнав, что первичная зрительная кора может иметь другую функцию у слепых. Это действительно похоже на уникальный «отпечаток мозга»!
Вопрос: какие еще области мозга могут показывать подобную пластичность? Очень интересно узнать больше о таких исследованиях!
Благодарю вас за такую познавательную статью! Надеюсь, что подобные исследования будут продолжаться, ведь они открывают новые возможности для понимания нашего мозга.