Онлайн-обучение может помочь пожилым людям общаться в шумной обстановке
Исследование экспертов UCL показало, что онлайн-обучение, помогающее людям распознавать и понимать новые голоса, может стать ключом к улучшению общения пожилых людей в повседневной обстановке.
В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Experimental Psychology: Applied , проверялось, было ли легче понимать выученные голоса, чем незнакомые голоса, среди 20 пожилых (55–73 года) и 20 молодых (19–35 лет) взрослых.
Участники прошли подготовительное онлайн-обучение , в ходе которого их учили понимать три новых голоса, слушая, как каждый из них произносит по 10 осмысленных предложений, пока они не станут «знакомыми».
Затем им пришлось слушать один из этих голосов одновременно с двумя новыми «незнакомыми» голосами (подобно тому, как это происходит в социальной обстановке ), чтобы проверить, смогут ли они выделить конкретное предложение и назвать, кого из трех «знакомых» ораторов они слушают.
Участники выполнили это упражнение 468 раз, и целевой «знакомый» голос менялся на протяжении всего испытания.
Исследователи обнаружили, что понимание предложений, произнесенных новыми голосами, которые участники были обучены распознавать, улучшилось примерно на 10%, как среди пожилых, так и среди молодых людей.
Ведущий автор, доктор Эмма Холмс (факультет психологии и лингвистики Лондонского университета), отметила: «Люди часто сталкиваются с проблемой понимания речи в шумной обстановке : представьте себе праздничную вечеринку в офисе, семейное торжество или попытку поддержать разговор в оживленном кафе. Этот процесс становится все более сложным с возрастом людей».
«Однако в такой обстановке мы лучше понимаем людей, которые нам знакомы, например, членов нашей семьи , друзей и коллег.
«В этой работе мы обнаружили, что люди получают такую же пользу от обучения пониманию недавно знакомых голосов, как и от обучения пониманию естественно знакомых голосов, например, голосов членов семьи».
Участники смогли пройти обучение на компьютере, не выходя из дома, и эффективные результаты были видны менее чем за час.
На основании своих выводов команда полагает, что если человек будет практиковать умение прислушиваться к голосам, с которыми он регулярно сталкивается, это может улучшить его повседневное общение.
Доктор Холмс добавил: «Этот тип обучения может быть особенно привлекателен для пожилых людей , поскольку с возрастом людям становится все труднее понимать речь в шумных местах».
Теперь исследователи намерены персонализировать обучение с учетом голосов, с которыми участники регулярно сталкиваются в повседневной жизни.
Они надеются, что в конечном итоге, после технической разработки, обучение станет общедоступным через приложение для смартфонов.
Они также надеются изучить, как этот тип обучения может помочь людям с потерей слуха , которым часто трудно общаться в шумных местах.
Исследователи опубликовали еще одно исследование в Scientific Reports о том, как люди фокусируются на голосе, представляющем интерес, среди множества разговоров. Они обнаружили, что как молодые люди, так и пожилые люди с отличным слухом используют местоположение голоса для понимания речи. Однако эта способность снижается с возрастной потерей слуха.
Интересно, что это снижение происходит даже тогда, когда потеря слуха ниже порога клинической диагностики. Это говорит о том, что изменения как в периферических, так и в центральных слуховых процессах начинаются до того, как диагностируется клиническая потеря слуха, что объясняет, почему люди с потерей слуха испытывают трудности в шумной обстановке.