Согласно результатам масштабного долгосрочного исследования, опубликованного в журнале открытого доступа BMJ Public Health , люди, которые ездят на работу или учебу на велосипеде или пешком, могут иметь меньший риск возникновения психических и физических проблем со здоровьем, чем те, кто не пользуется этими вариантами.

Результаты показывают, что, хотя преимущества для здоровья были отмечены для обоих типов активных поездок на работу, наибольшая польза для здоровья была отмечена у велосипедистов, среди которых риск смерти по любой причине был на 47% ниже.

Исследователи отмечают, что активные путешествия считаются одним из наиболее практичных и устойчивых способов повышения ежедневной физической активности, и появляется все больше доказательств в пользу их пользы для здоровья.

Однако существующий массив доказательств был затруднен из-за коротких периодов наблюдения, узких возрастных групп и ограниченных результатов в отношении здоровья , добавляют они.

Стремясь исправить эти недостатки, исследователи использовали общенациональные репрезентативные данные Шотландского лонгитюдного исследования (SLS), которое основано на 5% данных о населении Шотландии, полученных из результатов переписей населения 1991, 2001 и 2011 годов.

Исследователи сосредоточились на людях в возрасте 16–74 лет, которые в 2001 году отправились на работу или учебу в Великобританию. После исключения неполных данных окончательный анализ был основан на 82 297 людях.

Респондентам переписи было предложено выбрать, какой способ передвижения они использовали для самой длинной части (по расстоянию) своей обычной поездки на работу. Активный способ передвижения определялся как ходьба или езда на велосипеде. Все остальные способы передвижения определялись как «неактивные».

Ответы были связаны с госпитализацией в стране по всем причинам, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и дорожно-транспортными происшествиями; со смертями от всех этих заболеваний; и с рецептами на препараты для лечения проблем с психическим здоровьем (седативные препараты, противотревожные препараты и антидепрессанты) с 2001 по 2018 год включительно.

Были учтены различные потенциально влияющие факторы. К ним относятся возраст, пол, имеющиеся проблемы со здоровьем, а также социально-экономические факторы и расстояние до работы/учебы.

В период с 2001 по 2018 год умерло 4276 участников (чуть более 5% исследуемой группы ), почти половина из которых умерла от рака (2023; 2,5%). Около 52 804 (чуть более 64%) были госпитализированы, 9663 (12%) из них с сердечно-сосудистыми заболеваниями, 5939 (чуть более 7%) с раком и 2668 (чуть более 3%) после дорожно-транспортного происшествия.

В общей сложности 31 666 участникам исследования (38,5%) в период с 2009 по 2018 год были назначены препараты, связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а 33 771 участнику (41%) за тот же период были назначены препараты для лечения плохого психического здоровья.

По сравнению с неактивными пассажирами, те, кто ходил на работу/учебу пешком, чаще были женщинами, моложе, работали посменно, преодолевали более короткие расстояния и жили в городе. У них также было меньше шансов иметь детей-иждивенцев и, как правило, были более низкие доходы домохозяйства и уровень образования.

Аналогичным образом, велосипедисты чаще всего оказываются мужчинами, молодыми людьми, работающими посменно и проживающими в городах, а также реже — домовладельцами или лицами, осуществляющими уход за больными.

После учета потенциально влияющих факторов активные поездки на работу и обратно были связаны с более низким риском смерти, а также психических и физических проблем со здоровьем по сравнению с «неактивными» поездками на работу и обратно.

В частности, езда на велосипеде на работу была связана с уменьшением риска смерти на 47%, риска госпитализации на 10% и риска госпитализации по поводу сердечно-сосудистых заболеваний на 24%.

Это также было связано с 30%-ным снижением риска назначения препарата для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, 51%-ным снижением риска смерти от рака и 24%-ным снижением риска госпитализации в связи с этим заболеванием, а также 20%-ным снижением риска назначения препаратов для лечения проблем с психическим здоровьем .

Однако велосипедисты, добирающиеся на работу на велосипеде, в два раза чаще попадали в больницу после дорожно-транспортного происшествия, чем «неактивные» пассажиры.

Пешие прогулки были связаны с 11% более низким риском госпитализации по любой причине и 10% более низким риском госпитализации из-за сердечно-сосудистых заболеваний . Это также было связано с, соответственно, 10% и 7% более низким риском назначения лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и проблем психического здоровья .

Это наблюдательное исследование, и, как таковое, нельзя сделать никаких однозначных выводов о причинных факторах. И исследователи признают различные ограничения своего исследования. Например, ответы переписи отражают только один момент времени и не включают общие уровни физической активности. А данные о рецептах были доступны только с 2009 года.

Они отмечают, что данные переписи также не учитывают мультимодальные поездки, что приводит к потенциальному совпадению между активными и «неактивными» пассажирами.

Но они, тем не менее, приходят к выводу: «Это исследование подтверждает доказательства того, что активные поездки на работу приносят пользу здоровью на уровне населения и могут способствовать снижению заболеваемости и смертности. То, что поездки на работу на велосипеде и пешком связаны с более низкими рисками назначения лекарств для лечения плохого психического здоровья, является важным открытием».

«Эти результаты предоставляют прямые доказательства пользы для здоровья активных поездок на работу в шотландском контексте, поддерживая текущую политику. Это исследование имеет более широкое глобальное значение для усилий по сокращению выбросов углерода и переходу на более активные и устойчивые способы передвижения».

Однако они предупреждают: «Наши выводы о том, что велосипедисты, добирающиеся на работу, подвергаются в два раза большему риску стать жертвой дорожно-транспортного происшествия по сравнению с неактивными водителями, подтверждают необходимость создания более безопасной велосипедной инфраструктуры».