ПСС (проблемное использование смартфона) описывает модель поведения, мыслей и чувств, связанных со смартфонами, которая напоминает зависимость, например, чувство паники или расстройства, когда телефон недоступен, трудности с контролем времени, проведенного за телефоном, длительное использование телефона без ощущения удовлетворения и использование телефона в ущерб другим приятным или значимым занятиям.
Исследователи из Института психиатрии, психологии и нейронауки (IoPPN) в Королевском колледже Лондона провели два исследования в школах, изучая связь между PSU и психическим здоровьем у молодых людей. Одно исследование было проведено с молодыми людьми в возрасте 16–18 лет, а другое — с 13–16-летними. Эти исследования являются одними из первых, в которых оцениваются результаты PSU и психического здоровья у подростков.
Проблемное использование смартфона связано с психическим здоровьем
В целом, 18,7% подростков в возрасте 16–18 лет и 14,5% подростков в возрасте 13–16 лет сообщили о наличии у себя ПСУ, причем более высокая распространенность отмечена среди девочек.
Результаты, опубликованные в журнале Acta Paediatrica, показали, что подростки в возрасте 16–18 лет, у которых наблюдался ПСУ, в два раза чаще испытывали тревогу и почти в три раза чаще страдали депрессией по сравнению с теми, кто не страдал ПСУ.
Результаты, опубликованные в BMJ Mental Health, показали, что почти половина 13–16-летних подростков с PSU сообщили о симптомах тревоги (44,4%) по сравнению с 26,4% без PSU. Более половины 13–16-летних подростков с PSU сообщили о симптомах депрессии (55,6%) по сравнению с 35,8% без PSU.
В ходе исследования также изучалась связь PSU с психическим здоровьем с течением времени, и было выявлено, что увеличение баллов PSU за четырехнедельный период было связано с ростом самооценки тревожности, депрессии и бессонницы.
В первом исследовании, проведенном с 31 января по 8 марта 2020 года, 657 16–18-летних подростков прошли оценку PSU, тревожности, депрессии и бессонницы. Во втором исследовании исследователи измеряли PSU и изменения тревожности, депрессии и бессонницы у 69 13–16-летних подростков в течение четырехнедельного периода в 2022 году.
Многие молодые люди хотят сократить время, проводимое за смартфонами.
Оба исследования также показали, что многие молодые люди хотели бы проводить меньше времени со своими телефонами. Почти две трети 16–18-летних сообщили, что они пытались сократить использование смартфона, а один из восьми сказал, что хотел бы получить помощь, чтобы сократить использование. Те, у кого был PSU, в пять раз чаще говорили, что им нужна помощь, чтобы сократить использование смартфона, по сравнению со своими сверстниками без PSU.
Аналогичным образом, почти 90% подростков в возрасте 13–16 лет сообщили, что они пробовали использовать по крайней мере одну стратегию ограничения использования смартфона, включая перевод его в беззвучный режим или отключение уведомлений.
По словам исследователей, результаты исследования свидетельствуют о том, что подростки осознают необходимость контроля за использованием смартфонов и восприимчивы к идее установления границ их использования.
«Использование смартфонов подростками вызывает огромную обеспокоенность у родителей и лиц, осуществляющих уход. Мы обнаружили, что проблемное использование смартфонов связано с тревогой, депрессией и бессонницей в двух отдельных возрастных группах подростков, используя два разных метода исследования», — говорит профессор Бен Картер.
«Выявив связь между проблемным использованием смартфонов и ухудшением психического здоровья , а также продемонстрировав, что молодые люди знают об этой проблеме и стремятся контролировать свое использование, эти исследования подчеркивают необходимость научно обоснованных вмешательств, чтобы помочь подросткам бороться с трудным поведением, связанным с использованием смартфонов».
Подростки в возрасте от 16 до 18 лет были набраны из пяти средних школ Лондона, Восточного Мидленда и Юго-Западной Англии; подростки в возрасте от 13 до 16 лет были набраны из двух средних школ Лондона.
Различие между использованием смартфона и временем, проведенным за экраном
В первом исследовании исследователи также обнаружили, что использование TikTok и Instagram было выше среди 16-18-летних, которые сообщили о PSU, по сравнению с теми, кто этого не сделал. Было мало различий в использовании WhatsApp, общих играх или общем использовании интернета.
Исследование выявило различие между PSU и экранным временем, которое описывается как количество минут, проведенных за смартфоном, а не проблемное поведение, связанное с его использованием. Они обнаружили, что экранное время не было связано с тревогой или депрессией у 16–18-летних, хотя и напрямую связано с усилением бессонницы.
Стратегии по сокращению использования смартфонов
Дальнейшие анализы, также опубликованные исследователями в Acta Paediatrica , показали, что наиболее эффективными стратегиями снижения PSU являются перевод смартфона в режим «Не беспокоить», отключение уведомлений и оставление смартфона в другой комнате перед сном.
Напротив, ограничение доступа к определенным приложениям, использование заблокированного ящика во время проверки и включение оттенков серого были признаны наименее эффективными стратегиями.
«Хорошая новость заключается в том, что подростки вдумчивы и проницательны в отношении своего использования — они понимают, что смартфоны приносят как недостатки, так и преимущества. Многие молодые люди в наших исследованиях использовали стратегии сокращения, показывая, что они уже предпринимают активные шаги для управления своим использованием смартфонов», — говорит доктор Никола Калк.
«Они обнаружили, что наиболее эффективными являются беззвучный режим, удаление уведомлений и размещение телефона в другой комнате перед сном. Это те же стратегии, которые студенты университетов сочли полезными для сокращения использования смартфона.
«Мы надеемся, что эти результаты побудят родителей и лиц, осуществляющих уход, провести беседу с подростками об использовании ими смартфонов , которая признает как пользу, так и вред, и позволит им изучить причины, по которым подростки могут захотеть сократить их использование, а также наиболее эффективные инструменты для этого».
Спасибо за статью! Очень актуально, особенно для родителей подростков. Как можно помочь детям справиться с этой зависимостью?
Я сам был подростком, который проводил много времени за смартфоном. Это действительно влияет на психическое здоровье. Важно находить баланс!
Это исследование меня сильно удивило. Неужели так много подростков испытывают тревожность из-за телефонов?
Я заметил, что мои друзья стали менее общительными из-за смартфонов. Как вы считаете, это одна из причин роста тревожности?
Боязнь остаться без телефона – это реальная проблема. Я сама сталкивалась с этим, и решение было в поиске других интересов.
Неприятно осознавать, что смартфоны могут быть настолько вредны. Каковы могут быть эффективные методы борьбы с ПСС?
Благодарю за интересную статью! Я начала ограничивать время, проводимое за телефоном, и заметила, как улучшилось самочувствие.
Для меня это открытие. Я никогда не думал, что использование телефона может вызывать панические атаки. Есть ли какие-то советы по уменьшению этого эффекта?
Важно говорить об этом открыто. Подростки часто не понимают, что у них есть проблема. Как можно вести этот разговор с ними?
Я сам работаю с подростками и вижу, как это влияет на их поведение. Очень важно обсуждать такие темы в школе!
Опасения по поводу смартфонов действительно оправданы. За собой я заметила, что теряю интерес к хобби из-за постоянного использования.
В наше время сложно обойтись без смартфонов, но важно помнить о реальной жизни и общении. Я сам стараюсь проводить больше времени с друзьями вне сети.
Эта проблема затрагивает не только подростков, но и взрослых. Учимся контролировать использование смартфонов вместе!
Спасибо за информацию! Я сам пробую различные техники, чтобы сократить время за телефоном. Буду рад узнать, что еще можно сделать.
Все так, но иногда сложно найти альтернативы. Поделитесь, пожалуйста, идеями для увлекательных активностей, которые могут заменить смартфон.
Очень интересная статья! Надеюсь, что с помощью таких исследований мы сможем лучше понять, как помочь молодому поколению.